19 февр. 2012 г.

Коносукэ Мацусита: история жизни и бизнес успеха основателя Panasonic

"Перед каждым человеком открывается своя дорога. Она может сужаться, расширяться, идти в гору или, наоборот, вести вниз. В пути нас часто ждут разочарования. Но лишь храбрость, настойчивость и упорство каждого человека помогут ему открыть свой истинный путь. Именно это и приносит настоящую радость."-Коносукэ Мацусита

Коносукэ Мацусита (Konosuke Matshushita), легендарный основатель японской фирмы Мацусита Электрик, известной своими брендами Panasonic, National и Technics, является одним из наиболее ярких примеров как предпринимателя, так и передового бизнес-лидера и инноватора.

И это не смотря на то, что ему не удалось закончить даже начальную школу!

Коносукэ Мацусита был вынужден бросить школу и пойти работать когда ему было всего 9 лет. В течение шести лет он работал подмастерьем в велосипедной мастерской, затем перешел в Osaka Electric Light Company. Коносукэ Мацусита все время пытался найти и исправить недостатки продукции компании.



В 22 года он изобрел элегантную штепсельную вилку новой конструкции. После того как босс в очередной раз отверг его рационализаторское предложение. Коносукэ Мацусита решил уйти из компании, создать собственный бизнес и начать выпуск инновационных электропатронов. Имеющийся у него в наличии стартовый капитал для развития бизнеса равнялся всего 100 йенам. С этого в 1917 г. и началась легендарная история компании Мацусита Электрик. Вскоре Коносукэ Мацусита был владельцем уже восьми заводов, а продукция стала выпускаться под новой звучной маркой Panasonic.

Начав в буквальном смысле слова с нуля, к концу жизни он обеспечил себе личное состояние в 3 миллиарда долларов, а капитал основанной им компании Matsushita Electric Industrial Ltd достиг 42 миллиардов долларов. Выходя на пенсию в возрасте 80 лет, Коносукэ Мацусита был не только самым богатым японским бизнесменом, но и, что главное, самым почитаемым бизнес-лидером, человеком-легендой, создавшим компанию вызывающую восхищение во всем мире.

Коносукэ Мацусита был не только великим инноватором и управленцем, но и бизнес-гуру. Он написал много статей, курсов и книг об искусстве менеджмента. Став миллиардером, Коносукэ Мацусита был скромен в быту и не тратил деньги на предметы роскоши. На приобретенные капиталы он создавал фонды и бизнес-школы. Он также стремился улучшить политическую систему Японии и работал над десятками социальных проектов.

Трудный начальный период бизнеса

Имея мизерный стартовый капитал для создания бизнеса, Консукэ Мацусита мог опереться только на небольшую группу единомышленников, в которой были его жена и еще трое родственников и знакомых, изъявивших желание участвовать в создании новой фирмы. Ни у кого из этой пятерки не было даже законченного среднего образования.

Однако в составе этой команды оказалось сразу два начинающих бизнесмена, имена которых позднее стали символом японского экономического чуда. Шурин Муцуситы Тошио Иуэ известен всему миру как президент знаменитой компании SANYO.

Хорошо, но мало

Поначалу бизнес развивался очень нелегко Новая электротехническая мастерская занимала 39 кв. м в двухкомнатной съемной квартирке, расположенной в полуподвале. Компаньоны с трудом наскребли крошечную сумму, чтобы начать сборку электропатронов нового образца, решая по ходу дела многочисленные технические проблемы.

Когда же, спустя несколько месяцев, компаньоны наконец предложили оптовикам новинку, те оценили ее довольно прохладно. Они не хотели идти на риск, поскольку опасались, что совсем молодая компания Мацуситы может прогореть. К тому же их не интересовал поставщик, у которого есть всего один продукт.

Награда за упорство и трудолюбие

Чтобы расширить ассортимент, нужны были деньги, которых не было. Коносукэ и его жена Мумено заложили все, что у них было, вплоть до одежды. Они работали и день и ночь. Стараясь улучшить дизайн своего изделия, Мацусита экспериментировал с новыми электротехническими деталями и приборами.

Наконец, одному из оптовиков понравился молодой энергичный и настойчивый предприниматель, и он предложил Мацусите выгодный заказ. Заказ был очень большим и сложным для маленькой компании, но Мацусита взялся за него и выполнил в срок, заработав в результате 80 йен. Заказчик остался доволен, и в результате Мацусита получил от него еще один, более крупный заказ.

Первая формула Мацуситы успеха в бизнесе

Уже тогда, в 1918 г. Мацусита сформулировал один из своих знаменитых бизнес-принципов: чтобы внедриться на уже сформировавшийся рынок, нужно делать все на 30% лучше и на 30% дешевле.

Компания Маtsusita Electric никогда не выпускала принципиально новые изделия. Она стремилась усовершенствовать и удешевить товары, которые пользовалось высоким спросом на рынке. Ее стратегия основывалась на тщательном учете потребностей потребителей и поиске новых технологий сбыта. Следуя это формуле, всего через несколько лет после создания компания Мацуситы почти каждый месяц выпускала одно-два новых изделия, которые хорошо раскупались.

Инновационный маркетинг нового продукта

Создав инновационный продукт – долгоиграющую велосипедную батарейку, – Коносукэ Мацусита отказался от традиционных методов маркетинга, потому что они не работали в его случае. Он подошел к маркетингу творчески и создал инновационную, принципиально новую и успешную модель продаж своего продукта.

В 1922 в продаже появились велосипеды с фонариками на руле. Ацетиленовые фонари были дорогими и требовали постоянной дозаправки. Электробатареек хватало лишь на 2-3 часа работы.

Мацусита увидел в этом новую возможность для своего бизнеса и после 3-4 месяцев экспериментов создал совершенно новый элемент питания, которого хватало на 30-50 часов. Он был уверен, что его новый продукт будет хорошо продаваться. Однако продавцы электроприборов, которым он показал свою инновационную батарейку, не проявили к ней особого интереса. Они считали, что она будет плохо продаваться.

Тогда Мацусита решил создать необычную по тем временам систему сбыта: через велосипедных дилеров. Он считал, что магазины по продаже велосипедов скорее смогут по достоинству оценить новое изделие. Но и там неохотно брали на реализацию фонари на батарейках.

Однако Мацусита был настолько уверен в успехе, что продолжал производство своих новинок, несмотря на отсутствие заказов. Его фирма свела до минимума текущие финансовые расходы и инвестировала все высвободившие средства в продвижение батареек на рынок. Для начала он нанял трех специалистов по сбыту, и они обошли все магазины по продаже велосипедов в Осаке.

Мацусита предлагал продавцам абсолютно новые, выгодные для тех условия: брать батарейки на реализацию без предоплаты. Такая схема в то время была инновационной. Розничные торговцы ничем не рисковали, и большинство из них соглашались. На витрине выставлялась зажженная лампочка, рядом выкладывалось несколько образцов изделий. И вскоре хозяева магазинов убедились, что их посетители охотно раскупают новинки.

Розничные торговцы стали энергичнее предлагать покупателям новый товар. Вслед за ними активизировались оптовики, которые начали размещать заказы у Мацуситы. Уровень продаж быстро достиг 2000 изделий в месяц – по тем временам очень быстрый рост.

Велосипедный фонарь конструкции Мацуситы приобрел такую популярность, что многие японские семьи стали приобретать его, чтобы заменить домашние керосиновые лампы. Тогда Мацусита приступил к изготовлению настольной модели, которую он позже назвал “общенациональной японской лампой”. Так возник бренд National.

Единство интересов сотрудников, компании и страны

С самого начала своей деятельности Коносукэ Мацусита, основатель фирмы Panasonic, уяснил, что цена любого предприятия равна цене его человеческого фактора. Без надлежащим образом мобилизованного и направленного человеческого фактора организация разваливается.

В японской национальной религии заложены идеи, побуждающие японцев к осознанию своей причастности к общенациональным интересам и процветанию.

Используя такое националистическое мировоззрение своих соотечественников и особенности японского менеджмента, Коносукэ Мацусита разработал специальную воспитательную систему для сотрудников своей компании, в которой сделал акцент на пропаганде прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого работника и японской нации в целом. Эта идея ярко выразилась в фирменном гимне, который каждое утро перед началом рабочего дня вдохновенно распевают сотни тысяч сотрудников фирмы.

Как выйти из экономического кризиса победителем

В 1929 году в Нью-Йорке рухнула биржа. Начавшаяся в результате этого Великая депрессия вскоре докатилась и до Японии. Начались массовые увольнения служащих.

Тогда Коносуке Мацусита принял неожиданное решение, которое шокировало всех его компаньонов и конкурентов. Глава Matsushita Electric обратился к рабочим и служащим компании с пламенной речью: “Мы не уволим никого! Мы никому не урежем зарплату! Теперь все и каждый должны понять, что мы – единое целое, и бизнес – не самое главное! Каждый из вас должен приложить максимум усилий, чтобы наша продукция пользовалась успехом на рынке”.

Компания снизила производственные расходы, и какое-то время дела шли не хуже, чем прежде. Однако напуганные экономическими трудностями покупатели сильно сократили свои расходы. К 1 декабря 1929 года продажи упали наполовину. В магазинах началось затоваривание. Возникла угроза финансовой катастрофы.

Почти все руководители Matsushita Electric склонялись к мысли, что единственным шагом может стать сокращение половины рабочих и сотрудников. Но тогда набранный за двенадцать лет темп работы будет утрачен, а сложившиеся в компании семейные отношения будут разрушены. При этом все понимали, что шансы уволенных найти новую работу практически равны нулю, поскольку японская экономика деградирует.

Мацусита поступил вопреки требованиям рынка и мнению большинства. “Сокращаем производство наполовину немедленно, прямо с сегодняшнего дня, но никого не увольняем, – заявил он. – Мы сократим производство не за счет увольнений рабочих, а предоставим им сокращенную рабочую неделю. За свою работу они будут получать ту же зарплату. Однако все праздничные дни будут отменены. Мы обратимся к рабочим с просьбой самим заняться распродажей товарных запасов на складах”.

Рабочие и служащие ликовали. Мацусита стал их кумиром. Теперь каждый из них по несколько часов в день уделял продаже продукции своей фабрики. Поскольку производство сократилось вдвое, то вскоре все запасы на складах были распроданы.

В то время, когда конкуренты проводили массовые сокращения персонала и все глубже увязали в болоте застоя, компания Matsushita Electric сохранила всех своих сотрудников и даже усилила диверсификацию своей продукции, приступив к выпуску радиотоваров.

7 главных принципов философии управления Коносуке Мацусита:

1) Вклад в развитие общества
2) Справедливость и честность
3) Сотрудничество и командный дух
4) Настрой на непрерывное улучшение
5) Вежливость и скромность
6) Идентификация с себя с фирмой
7) Чувство благодарности фирме

Избранные цитаты Коносуке Мацуситы:

"Перед каждым человеком открывается своя дорога. Она может сужаться, расширяться, идти в гору или, наоборот, вести вниз. В пути нас часто ждут разочарования. Но лишь храбрость, настойчивость и упорство каждого человека помогут ему открыть свой истинный путь. Именно это и приносит настоящую радость."

"Если что-то нужно делать, то делать это нужно на все 100%."

"Бизнес – это люди."

"Бизнес – это нечто такое, что одни люди делают для счастья других."

"Не продавай покупателю товары, которые ему нравятся. Продавай только такие, которые будут ему полезны."

"Обращайся с коллегами по бизнесу так, словно все они члены твоей семьи. Процветание во многом зависит от взаимопонимания с твоими компаньонами и сотрудниками."

"Вершины успеха можно достичь лишь в том случае, если ты полностью раскрыл все свои способности."

"Без запасов продукта можно остаться только из-за собственной небрежности. Если такое произойдет, извинись перед покупателем и как можно скорее доставь продукт."

"Обслуживание покупателя после продажи куда более важны, чем сама продажа. Только вниманием к клиенту можно завоевать его доверие и лояльность."

"Если ты не получаешь прибыли, ты тем самым совершаешь преступление против общества. Мы берем у общества капитал, мы нанимаем наших граждан, мы используем материалы, но если при этом мы все равно не получаем прибыли, то тем самым лишь разбазариваем свои ресурсы, которые можно было бы использовать лучше в другом месте."

Источник: cecsi.ru